УЧРЕЖДЕНИЕ «КОСТАНАЙСКИЙ ВЫСШИЙ КОЛЛЕДЖ КАЗПОТРЕБСОЮЗА»
                                                                                                                                                                                                                                                # #   #
   Адрес: г.Костанай, Аль-Фараби,99, kekk.kst@mail.ru Посмотреть на карте Телефон: +7 (7142) 56-81-62 тур по колледжу
быстрый займ на карту без отказов


Главные новости, Главные новости, Новости колледжа

25.06.21

175-летию Абая , посвящается. Абай – один из величайших гуманистов прошлого

«Начало человечности — любовь и справедливость.
Они присутствуют во всем и решают все».
Абай Кунанбаев

Каждый народ имеет духовные и нравственные опоры. Одной из таких фундаментальных опор в сознании казахского народа является творческое наследие выдающегося просветителя Абая Кунанбаева. В его произведениях максимально отражены традиции народного творчества и осмысление проблем общества. Хотя Абай не писал специальных философских и педагогических трудов, но почти все без исключения произведения пламенного наставника молодёжи пронизаны нравственно-этическими назиданиями, опирающимися на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа, на творчество казахской народной интеллигенции – акынов и композиторов, на достижения общественной мысли народов Востока и Запада.
Абай (Ибрагим) Кунанбаев — великий поэт казахского народа, философ — гуманист, композитор, мастер художественного слова, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.
Для своего времени и своей среды Абай казался загадкой. Мужественный поэт без страха выступил против угнетателей казахского народа, согревая его душу светлой мечтой о приближении рассвета, который разгонит мрак невежества, бедности и угнетения, веками царивший в степях. Абай, как яркий факел, освещал своему угнетенному народу путь к светлому будущему.
В его стихах и прозе отразилось национальные самосознание, быт, мировоззрение, характер, душа, вера, язык, традиции и дух народа, которые позднее были оценены в качестве уникального явления, названного миром Абая.
В своей статье «Абай и Казахстан в XXI веке», посвященной 175-летию великого Абая, глава государства К-Ж. Токаев заострил внимание на том, что ещё 100 лет назад Абай Кунанбаев призывал свой народ к духовной модернизации. И это бесспорно. Абай всегда стремился ко всему новому, прогрессивному и, переживая за будущее своего народа, призывал его выйти на путь цивилизованного развития.
Абай – один из величайших гуманистов прошлого. Воздействовать на умы и чувства людей, обновлять общество средством поэтического слова, иметь глубокое уважение к достоинству человека – вот что характерно для Абая-гуманиста. Абай особое внимание обращает на основополагающие общечеловеческие проблемы формирования нравственных принципов и нравственных ценностей в жизни каждого человека.
Актуальны сегодня мысли Абая о формировании нравственных принципов и нравственных ценностей в процессе самой жизни в противовес религиозному учению о «божественной предопределённости» морали. По мнению Абая, человек не рождается с какими-то готовыми качествами личности. Все понятия о добродетели, все правила поведения приобретаются в процессе его жизни и деятельности. Несмотря на прирождённое равенство, люди, далее утверждает Абай, в нравственном отношении друг с другом не равны: одни безнравственны, порочны, глупы, хитры, другие, наоборот, нравственны, добродетельны, умны, скромны и т. д.
Свой высший этический идеал Абай выразил в нравственной формуле: «Адам бол! — Будь человеком!», с которой он обращается, прежде всего, к молодёжи. Этический смысл абаевской формулы «Адам бол!» состоит в высокой оценке роли предназначения человека в жизни. В его понимании человек должен сочетать в себе разум и гуманность, трудолюбие и образованность, дружбу и любовь. Обращаясь именно к молодёжи – к будущему своего народа, в его светлое будущее, несмотря ни на какие сложности своего времени, великий мыслитель, поэт, просветитель-демократ не теряя своей веры, утверждал: «Кто не испытывал зла? Теряет надежду лишь безвольный… Ведь истина, что в мире нет ничего постоянного, значит, и зло не вечно… Разве после суровой многоснежной зимы не приходит весна цветущая, многоводная, прекрасная?!».
Одно из «Слов» он заканчивает мыслью «И думаю, что может быть, и хорошо жить так, устремляя взор надежды на будущее».
Наследие Абая — это священная ценность, которая открывает путь к сплочению как нации и развития самосознания народа, общества.
В целом, если мы последуем совету Абая в любой области жизни, мы станем сильными как страна и достигнем наших целей как государство.
Имя поэта бессмертно, создания его не умирают, если жизненный путь его сливается с путем родного народа, если творения его зовут народ вперед.

10 малоизвестных фактов о жизни и творчестве Абая Кунанбаева

Более 115 лет благодаря усилиям абаеведов скрупулезно собираются биографические и творческие данные о гениальном казахском поэте, мыслителе, просветителе-демократе Абае Кунанбаеве.
И тем не менее мир великого поэта так огромен, что научные поиски новых фактов о его жизни и деятельности остаются актуальными и по сей день.
Конечно, специалистам-абаеведам многое о нем достаточно известно. Но для широкой общественности ряд фактов о хронологии событий жизни, особенностей его творческой лаборатории остаются просто малоизвестными.
Вот подборка некоторых интересных фактов об Абае Кунанбаеве.
1. Удивительно, но при жизни Абай опубликовал только несколько своих стихотворений. Лишь после смерти поэта через пять лет в 1909 году в Санкт-Петербурге была впервые издана книга его произведений. В этом важном историческом факте нужно отдать должное первому абаеведу, выдающемуся сыну казахского народа, лидеру Алашорды Алихану Букейханову.
2. Самым первым поэтическим творением Абая является стихотворение «Кім екен деп келіп ем түйе қуған…». Ему тогда было всего 10 лет!
К ранним произведениям юного поэта относятся и такие стихи, как «Йузи — рәушән», «Физули, Шәмси».
А вот творческий путь великий поэт завершил в 1903 году. Последними его творениями стали стихи «Жалын мен оттан жаралып…», «Күйісбайға».
3. По разным оценкам специалистов, которые незначительно отличаются друг от друга, Абай за свою жизнь создал около 170 стихов, 56 переводов, 45 слов назиданий, 3 поэмы.
Была и четвертая поэма поэта. Это незавершенная работа Абая — поэма «Уадим». Поэт в поэтической форме осуществлял перевод на казахский язык также незавершенный роман «Вадим» великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.
4. «Слова назидания» или «Қара сөздер» Абая с точки зрения литературного жанра, можно отнести к эссеистике.
Сам поэт свои «45 слов назиданий» не нумеровал. Это было уже сделано при редакционной обработке собрания сочинений после смерти автора.
5. Слова назидания Абай писал на протяжении почти девяти лет. В 1890 году он написал первые два «Слова», а в 1898 году — 42-45 «Слова назидания».
6. Лексическая основа творений Абая свидетельствует о богатстве его литературного языка. Академик НАН РК, крупный ученый-языковед Абдуали Кайдаров отмечал, что в лексике Абая используется около 6 тысяч слов!
7. Абай создал музыкальные произведения, ставшие поистине народными. Он как композитор создал около двух десятков песен.
8. Талант Абая как переводчика литературных произведений связан с именами Пушкина, Лермонтова, Крылова, Бунина, Гете, Шиллера, Байрона, Мицкевича, Дельвига и Полонского. В свою очередь произведения великого поэта были переведены на более 60 языков народов мира!
9. Абай стоит у основания казахской письменной литературы. Но он также внес и другие новшества в казахскую поэзию. Можно с уверенностью утверждать, что он привнес в нее новые строфы: восьмистишие и шестистишие.
10. Долгие годы жизни Абай выполнял миссию судьи и законодателя. Он трижды, в 1886 году, в 1875-1877-х и 1893-1896 годах был волостным. В промежутках между этими сроками он много лет выполнял функции бия.